Дом

Луис доменек и монтанер – Дома от Доменека — Испания: моя, их и наша — ЖЖ

Дома от Доменека — Испания: моя, их и наша — ЖЖ

Пролистывая любой путеводитель по Барселоне, вы не раз увидите это имя —
Луис Доменек-и-Монтанер — выдающийся каталонский архитектор XIX-XX вв., вместе с Антони Гауди, Жузепом Кадафалком и другими мастерами сделавший Барселону одним из самых красивых городов мира.

Если ваше пребывание в Барселоне не ограничивается 2-3 днями, если галопу верхом на Barcelona Bus Turístic вы предпочитаете спокойные созерцательные прогулки и если, ко всему прочему, вы — большой ценитель стиля модерн в архитектуре, уделите время 9 шедеврам великого мастера, это будет настоящее пиршество для вашей фотокамеры.

Итак, Луис Доменек-и-Монтанер (Lluís Domènech i Montaner, 21.12.1850 — 27.12.1923):

Casa Lleó Morera (Дом Льео Морера), Passeig de Gràcia, 35

С этого дома начинается знаменитый «квартал раздора», если вы поднимаетесь по левой стороне проспекта Грасия от площади Каталонии к авеню Диагональ. Прекрасная работа мастера получила в 1906 году премию городского муниципалитета, присуждаемую ежегодно «лучшему новому зданию». Учитывая, архитекторы какого уровня работали в те годы в Барселоне, даже не видя самого дома легко понять, насколько он хорош. Фасад здания серьёзно пострадал от реконструкции, которую затеяли владельцы, когда решили открыть на первом этаже магазин. Гражданская война 1936 года в сравнении с этим нанесла менее значимый ущерб. Дом всегда находился в частном владении, какие-то помещения сдаются в аренду.

Palacio de la Música Catalana (Дворец каталонской музыки), Carrer de Sant Pere Més Alt, 6

Дворец каталонской музыки, расположенный в барселонской Рибере, был построен в 1908 году и многими искусствоведами считается наиболее значимым творческим достижением Луиса Доменека. Заказчиком проекта выступило сообщество неравнодушных к искусству и музыке каталонских промышленников и финансистов, в своё время выделившее средства на театр оперы и балета Лисеу. Узкие улицы Риберы не дают возможности уместить грандиозное сооружение в одну фотографию, а самым простым способом сделать снимки великолепного интерьера является посещение какого-либо концерта, хотя групповые туры с гидом, забронированные заранее, также возможны.

Hospital de la Santa Creu i Sant Pau (Госпиталь Санта-Кру и Сант-Пау), Carrer Sant Quintí, 89

Госпиталь Святого Павла (так звучит сокращённое название этого сооружения на русский манер) строился в течение почти 30 лет в 2 этапа. Проект Луиса Доменека — это первый этап, длившийся с 1902 по 1913 год, архитектором было построено 13 зданий в стиле модерн. В настоящее время работы Доменека занимают даже не половину площади, относящейся к госпиталю, но выделить их среди прочих не составит никакого труда.
Сейчас погулять по территории госпиталя с целями, не относящимися к здоровью, можно только в составе организованной группы с гидом, поскольку в полном разгаре масштабная реконструкция «отделения модерна», кран на фотографии тому свидетель.

Castell dels Tres Dragons (замок Трёх Драконов), Parc de la Ciutadella

Это здание строилось к международной выставке 1888 года, в нём планировалось разместить кафе и ресторан. Судьбой, однако, для замку была предначертана просветительская миссия — до середины XX века здесь последовательно «проживали»: музей истории, музей археологии, музей биологии и музей естественных наук, пока их не сменил зоологический музей, который находится в замке Трёх Драконов и по нынешний день.

Casa Fuster (Дом Фустер), Passeig de Gràcia, 132

Дом Фустер, стоящий на границе 2-х районов Барселоны: Эщампле и Грасия, был построен в 1910 году. Искусствоведы считают, что по сравнению с другими своими проектами, Луис Доменек был более рационален и поскупился на декорирование. Так это или нет, легко проверить — в отличие от многих других архитектурных шедевров, находящихся в частном владении или занятых барселонскими чиновниками, дом Фустер открыт для посещения и даже для проживания — здесь разместился одноимённый отель категории «люкс».

Fundación Antoni Tàpies (Фонд Антони Тапиеса), Carrer d’Aragó, 255

Дом, где сейчас принимает гостей музей испанского художника и скульптора Антони Тапиеса, строился Луисом Доменеком для издательства, владельцем которого был дядя архитектора Рамон Монтанер. Здание было закончено в 1885 году и считается одним из первых проектов городской архитектуры, реализованных в стиле модерн. Перед тем, как открыть двери музея в 1990 году, была проведена реставрация, затронувшая в основном интерьер дома и практически не изменившая его внешний облик, если не считать «проволочек» на верхней части фасада — это не кабели и не антенны, а индустриальная скульптура Антони Тапиеса «Облако и стул», созданная мастером специально для своего фонда.

Casa Thomas (Дом Томас), Carrer de Mallorca, 293

Дом, построенный в 1898 году по заказу промышленника Жузепа Томаса, в 1912 году был реконструирован уже другим архитектором, но с абсолютным уважением к оригинальному проекту Луиса Доменека. Здание относят к неоготическому стилю, полный набор характерных для стиля великого архитектора конструктивных и декоративных элементов — здесь налицо.

Palacio Ramón Montaner (Дворец Рамона Монтанера), Carrer de Mallorca, 278

Архитектор был из богатой семьи, поэтому нет ничего удивительного, что часть сооружённых им зданий носит его же собственную фамилию. Дядя Луиса Доменека Рамон Монтанер помимо проекта издательства, о которой шла речь чуть выше, в 1889 году заказал племяннику и проект фамильной резиденции на улице Майорка.
Великолепие как внешнего, так и внутреннего декорирования не позволяет назвать это здание иначе как «дворец». С 1980 года дворец облюбовало правительство Каталонии и разместило здесь свою приёмную.

Casa Lamadrid (Дом Ламадрид), Carrer de Girona, 113

Не все дома, созданные знаменитым архитектором, разобраны под музеи и государственные учреждения. Дом на улице Жирона под номером 113, созданный в 1902 году, — жилой, зажатый с обеих сторон другими жилыми домами. Но даже витая в облаках, вам всё равно не удастся пройти мимо без остановки и не полюбоваться богато декорированным фасадом, балконами второго этажа и балюстрадой на крыше.

Всем читателям желаю приятных и познавательных прогулок по Барселоне.

Полезные ссылки для поклонников каталонского модерна:
Карта шедевров Антони Гауди, находящихся в Барселоне и окрестностях (14 достопримечательностей)
Рассказы о работах Антони Гауди, находящихся в стороне от проторенных туристических троп: фонтан Геркулеса и портал Миральес
Знаменитые дома Барселоны (адреса и фотографии 22 достопримечательностей)
Рассказ о шедеврах Жузепа Пуч-и-Кадафалка, великого каталонского архитектора-модерниста

сладкий уютный первоисточник

aproveche.livejournal.com

Дворец музыки в Барселоне. Шедевр испанского модерна Луиса Доменек-и-Монтанера.

Барселонский Дворец каталонской музыки (Palau de la Música Catalana), возведенный в 1905-1908 годах по проекту Луиса Доменек-и-Монтанера (Lluís Domènech i Montaner) и богато декорированный целой плеядой талантливых скульпторов и мозаичистов эпохи, являет собой апофеоз каталонского модерна. Пожалуй, еще никогда, даже в застывших причудливых архитектурных фантазиях Антонио Гауди, многосложная рациональная структура не обрастала таким количеством затейливого разностилевого декора, апеллирующего к историческим художественным традициям Средиземноморья и манифестирующего националистические настроения каталонской буржуазии той эпохи.  

Эклектика испанского модерна

Здесь мы находим низкие стрельчатые арки, миниатюрные полукруглые балконные выступы, узкие фасадные прорези и «минаретные» башенные купола, свойственные арабской архитектуре. Ложные контрфорсы открытой колонной галереи отсылают к средневековой религиозной готике, а череда фасадных скульптурных портретов (да Палестрины, Баха, Бетховена и Вагнера), многофигурные монументальные композиции, лепные геральдические медальоны  и обилие зарифмованных балюстрад – к канонам барокко. Тенденция стилевой какофонии сохраняется и в интерьере: аркада верхнего яруса концертного зала выполнена на тюдоровский манер и украшена индо-сарацинским мотивом – раскрывшимся веером павлиньего хвоста, по соседству выросла гигантская арка со сложными скульптурными неоклассическими работами Дидака Мазаны (Dídac Masana) и Пабло Гаргалло (Pablo Gargallo). Колоритная каталанская культура привнесла в эту буффонаду просторечную фольклорную мозаику из колотой майолики.

Пластический национализм и ар-нуво

Но все это пластическое и художественное разноголосье связывается воедино с помощью доминирующих декоративных элементов в стилистике европейского ар-нуво. Это обилие роскошных растительных криволинейных орнаментов, рельефные цветочные капители, монументальные мозаичные панно, центральным из которых является аллегорическая композиция Ллуиса Брю (Lluís Bru), и цветные витражи,  декор из кованого железа и т.д. Потолок концертного зала украшает роскошный витражный плафон Антони Ригальта и Бланша (Antoni Rigalt i Blanch), изображающий солнце и поющих народную песню девушек.

«Концертный зал (Дворца каталонской музыки) без преувеличения является одним из самых красивых в мире! – говорит обосновавшийся в Барселоне британский архитектор Дэвид Маккей (David Mackay). –  Это одно из самых важных архитектурных сокровищ. Его «архитектурный ритм», простой и сложный, мистический и парадоксальный, сильно осложняет все попытки его вербального описания».

www.abitant.com

Луис Доменек-и-Монтанер. Люди — Путеводитель по Испании

Луис родился в зажиточной семье издателя Пера Доменека-и-Сало и его супруги Марии Монтанер-и-Вила, которая была родом из рыбацкого городка Канет-де-Мар, лежащего на Средиземноморском побережье севернее Барселоны.

Первоначально интересовался математикой и физикой, однако затем увлёкся архитектурой, которую изучал в Барселоне и в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде.

В Мадриде в декабре 1873 г. Л. Доменек-и-Монтанер получает диплом архитектора, после чего совершает поездки по Франции, Швейцарии, Италии, Германии и Австро-Венгрии с тем, чтобы набраться опыта и узнать о новейших тенденциях в современной архитектуре.

В 1875 г. Л. Доменек, вместе со своим другом Жозепом Виласека, приступает к работе профессором в недавно основанной барселонской Архитектурной школе, которую затем ворзглавляет в 1900–20 гг. (за исключением 1901–05 гг., когда архитектор был избран депутатом кортесов и находился в Мадриде). В своей школе Л.Доменек подготовил целую плеяду молодых каталонских архитекторов.

Луис Доменек-и-Монтанер, 1915 unknown, Public Domain

Л. Доменек-и-Монтанер первоначально работал как представитель историзма в архитектуре, затем посвятил своё творчество модерну, став одним из крупнейших представителей этого течения в европейской архитектуре. Увлекался также археологией и раннесредневековой церковной архитектурой Каталонии. В политической деятельности придерживался позиций умеренного консерватизма и каталонского национализма.

Своими постройками — издательства Editorial Montaner i Simón (ныне Фундасио Антони Тапиес), здания для Всемирной выставки в Барселоне 1888 г. (созданного всего за 53 дня на время выставки, а затем разобранного) и барселонского замка Трёх Драконов (Castell dels Tres Dragons) Л.Доменек-и-Монтанер становится родоначальником архитектуры модерна в Каталонии.

Наиболее продуктивными в его творчестве были годы на рубеже XIX-XX столетий. В это время архитектор строит Институт Пере Мата (Institut Pere Mata) в Реусе, барселонские Casa Thomas и Casa Lleó Morera, здание госпиталя Санта-Кру и Сант-По, а также знаменитейшее из его творений — Дворец каталонской музыки. В 1909 году Л. Доменек-и-Монтанер за свои работы был награждён муниципалитетом Барселоны.

Луис Доменек-и-Монтанер, портрет Рамон Касас Ramon Casas i Carbó (1866–1932), Public Domain

Л. Доменек-и-Монтанер занимался также публицистическим и литературным творчеством.

Он писал статьи для ряда крупнейших каталонских газет (La Renaixença, Lo Catalanista и Revista de Catalunya), в 1904 он начинает издавать собственный еженедельник Каталонский народ (El Poble Català’)’; был автором статей по архитектуре, истории искусств, писал политические эссе.

Его статья «En busca d’una arquitectura nacional» (В поисках национальной архитектуры) от 28 февраля 1878 года стала манифестом современной каталонской архитектуры. В 1886—1897 годах архитектор издаёт многотомную «Историю искусств».

spain-ru.touristgems.com

Доменек-и-Монтанер, Луис — это… Что такое Доменек-и-Монтанер, Луис?

Луис Доменек-и-Монтанер (каталанск. Lluís Domènech i Montaner, род. 21 декабря 1850 г. Барселона — ум. 27 декабря 1923 г. Барселона) — выдающийся каталонский архитектор и политик.

Жизнь и творчество

Луис родился в зажиточной семье издателя Пера Доменека-и-Сало и его супруги Марии Монтанер-и-Вила, которая была родом из рыбацкого городка Канет-де-Мар, лежащего на Средиземноморском побережье севернее Барселоны. Первоначально интересовался математикой и физикой, однако затем увлёкся архитектурой, кготорую изучал в Барселоне и в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде. В Мадриде в декабре 1873 году Л. Доменек-и-Монтанер получает диплом архитектора, после чего совершает поездки по Франции, Швейцарии, Италии, Германии и Австро-Венгрии с тем, чтобы набраться опыта и узнать о новейших тенденциях в современной архитектуре.

В 1875 году Л.Доменек, вместе со своим другом Жозепом Виласека, приступает к работе профессором в недавно основанной барселонской Архитектурной школе, которую затем ворзглавляет в 1900—1920 годах (за исключением 1901—1905 годов, когда архитектор был избран депутатом кортесов и находился в Мадриде). В своей школе Л.Доменек подготовил целую плеяду молодых каталонских архитекторов.

Л.Доменек-и-Монтанер первоначально работал как представитель историзма в архитектуре, затем посвятил своё творчество модерну, став одним из крупнейших представителей этого течения в европейской архитектуре. Увлекался также археологией и раннесредневековой церковной архитектурой Каталонии. В политической деятельности придерживался позиций умеренного консерватизма и каталонского национализма.

Своими постройками — издательства Editorial Montaner i Simón (ныне Фундасио Антони Тапиес), здания для Всемирной выставки в Барселоне 1888 года (созданного всего за 53 дня на время выставки, а затем разобранного) и барселонского замка Трёх Драконов (Castell dels Tres Dragons) Л.Доменек-и-Монтанер становится родоначальником архитектуры модерна в Каталонии. Наиболее продуктивными в его творчестве были годы на рубеже XIX-XX столетий. В это время архитектор строит Институт Пере Мата (Institut Pere Mata) в Реусе, барселонские Casa Thomas и Casa Lleó Morera, здание госпиталя Санта-Кру и Сант-По, а также знаменитейшее из его творений — Дворец каталонской музыки. В 1909 году Л.Доменек-и-Монтанер за свои работы был награждён муниципалитетом Барселоны.

Л.Доменек-и-Монтанер занимался также публицистическим и литературным творчеством. Он писал статьи для ряда крупнейших каталонских газет (La Renaixença, Lo Catalanista и Revista de Catalunya), в 1904 он начинает издавать собственный еженедельник Каталонский народ (El Poble Català’)’; был автором статей по архитектуре, истории искусств, писал политические эссе. Его статья «En busca d’una arquitectura nacional» (В поисках национальной архитектуры) от 28 февраля 1878 года стала манифестом современной каталонской архитектуры. В 1886-1897 годах архитектор издаёт многотомную «Историю искусств».

Политикой Л.Доменек-и-Монтанер занимается уже в молодые годы. Был одним из основателей каталонских националистических организаций Jove Catalunya (Молодая Каталония) и Centre Català (Каталонский центр). Затем вступает в Lliga de Catalunya (Каталонскую лигу), став в 1888 году её президентом. В 1891 году Л.Доменек-и-Монтанер создаёт Unió Catalanista (Каталонсукий союз) — партию, заложившую основы автономии Каталонии. Был одним из организаторов собрания в марте 1892, на котором была принята «Bases de Manresa» (Манресская основа) — программа, легшая в основу конституции Каталонии. В годы Первой мировой войны Л.Доменек-и-Монтанер отходит от политической деятельности.

  • Фасад госпиталя Сан-По (Барселона)

  • Фунадасио (фонд) Антони Тапиес в Барселоне

  • Госпиталь Сен-По в Барселоне

  • Дворец каталонской музыки в Барселоне

Литература

  • Manfred Sack, Hisao Suzuki: Palau de la Música Catalana, Barcelona. Lluís Domènech i Montaner, Edition Axel Menges, Fellbach, 1996 (Dt. /Engl.).
  • Lluís Domènech i Girbau: Domènech i Montaner, Ediciones Polígrafa, Barcelona, 1994 (Englisch). Fotografien von Melba Levick.

Der Autor ist Architekt und Dozent.

dic.academic.ru

Aр нуво. Барселона: архитектурный феномен

Svetlana Lukjanova

Место: Каталония – провинция Испании и ее столица Барселона. Время: конец XIX – начало XX века. Именно в Барселоне – городе, собравшим за свою долгую историю (основан как римская колония, называвшаяся в I веке Фавентия Пиа Аугуста Патерна Барсино) большое количество архитектурных памятников разных эпох, и в это время в фантастическом, полном неповторимого своеобразия стиле творил великий архитектор Антонио Гауди.

Немногие архитекторы в мире оказали столь значительное влияние на облик своего города или создали нечто столь знаковое для своей культуры, как это сделал Антонио Гауди. Стоит отметить и других каталонских архитекторов, таких как Луис Доменек-и-Монтанер и Хосе Пуидж-и-Кадафалч, которые играли важную роль в архитектуре Каталонии и создании особого каталонского направления в стиле ар нуво.

Фасад Дворца каталонской музыки. Луис Доменек-и-Монтанер. 1905 – 1908

Луис Доменек-и-Монтанер построил в Барселоне несколько выдающихся сооружений, среди которых хотелось бы отметить больничный комплекс De Sant Pau i de la Santa Creu (1900 – 1910) и особенно Дворец каталонской музыки (Palau de la Musica Catalana), который был построен между 1905 и 1908 годами для каталонского хорового общества.

Дизайн Дворца является типичным для каталонского ар нуво – кривые преобладают над прямыми линиями, динамические формы предпочтительнее статических форм и богатое убранство, которое широко использует цветочные и другие органические мотивы. В здании в полной мере использовались самые современные материалы и технологии, доступные в начале ХХ века (например, стальной каркас).

Богатое убранство фасада Дворца включает в себя элементы испанской и арабской архитектур. Красный кирпич и железо, мозаика, витражи и изразцы были выбраны и расположены, так чтобы дать ощущение открытости и прозрачности. Две колоннады занимают господствующее положение на уровне балкона главного фасада. Каждая колонна покрыта разноцветными плитками с цветочными узорами и завершается  канделябром. Над колоннами расположены большие бюсты Джованни Пьерлуиджи, Иоганна Себастьяна Баха, Людвига ван Бетховена, а на главном фасаде – бюст Рихарда Вагнера.

Концертный зал является одним из самых красивых в мире, он  вмещает около 2200 человек. Это единственный  зрительный зал в Европе, который в светлое время суток освещен полностью естественным светом. Стены с двух сторон состоят в основном из цветного стекла, а над головой огромный фонарь из цветного стекла, который является перевернутым куполом. В его оформлении использованы золотые и синие тона, обозначающие солнце и небо. Архитектурный декор в концертном зале является шедевром творчества и фантазии, но все его детали подчинены правильной акустике.

Полукругом по бокам задней части сцены расположены скульптуры 18 молодых женщин, символизирующих музыку стран мира. Верхние части тел женщин выступают из стены, а их нижние части изображены красочными мозаиками, которые являются частями стены.

Дом El Capricho. Антонио Гауди. 1883 – 1885

Знаковыми работами Хосе Пуиджа-и-Кадафалча стали дома Ametller (1898 – 1900) и De les Punxes (1903 – 1905), а также дворец Palau Kuardas (1902 – 1904). Для строительства дома De les Punxes использовались как пышноватые формы эры возрождения, так и строгие черты готического стиля. В 6-угольном строении по углам размещены 6 остроконечных башен, что привело ко второму названию – «дом с шипами». Дом имеет 6 фасадов, некоторые из них оформлены панно на аллегорические темы, а другие резьбой по камню. Главным украшением дворца Palau Kuardas является очень сложный скульптурный фриз, который украшает окна на первом этаже.

На творчестве же Антонио Гауди (полное имя Антонио Гауди-и-Корнет) мы остановимся поподробнее.

Антонио Гауди  родился 25 июня 1852 года в городе Реусе, недалеко от Барселоны, в семье, принадлежащей к роду потомственных каменщиков. С 1868 года жил в Барселоне, где с 1873 по 1878 год занимался в Высшей технической школе архитектуры. Гауди  изучал различные ремесла (столярное дело, ковку металлов) в мастерской Э. Пунти. В юные годы Антонио Гауди восторженно следовал идеям энтузиастов неоготики, но в еще большей степени он испытывал воздействие реальной местной готики с ее живописным сочетанием европейских и восточных, мавританских мотивов.

Дом Висенса. Антонио Гауди. 1883 – 1888

Дом Висенса (Casa Vicens; 1883 – 1888)

Первая крупная работа архитектора Антонио Гауди была выполнена для Мануэля Висенса Монтанера, крупного фабриканта керамической плитки,– деталь не без значения, поскольку с дома Висенса начинается столь характерная для Гауди игра с возможностями керамики.

Хронологически экстерьер дома Висенса – всего лишь прелюдия к пластической изобретательности Гауди. В технике свободного пространственного коллажа Гауди комбинирует легко опознаваемые стилистические фигуры испано-мавританского стиля «мудехар» (белые и зеленые квадраты изразцов на основных вертикалях и над перемычками окон, «сталактиты» консолей, многоугольные арки), чисто мавританские мотивы («сталактиты» фальшпотолка курительной комнаты и фонари в ней, покрытые вязью арабских изречений) и ориентальные мотивы (в росписях).

Дворец Гуэля. Антонио Гауди. 1886 – 1890

Проекты для Эусебио Гуэля

В 1883 году Гауди познакомился с текстильным магнатом Эусебио Гуэлем, который стал для него не только основным заказчиком и покровителем, но и лучшим другом. В течение 35 лет архитектор проектировал для его семьи все необходимое для жизни: от предметов домашней утвари до особняков и парка. Эусебио Гуэль, богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, стал для Гауди меценатом. Антонио Гауди получил то, о чем мечтает каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету.

Гауди выполняет для семейства Гуэль проекты усадьбы в Педральбесе близ Барселоны, винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта Колома де Сервельо), дома Гуэля и Парка Гуэля в Барселоне.

Дом Мила (La Pedrera). Антонио Гауди. 1906 – 1910

Усадьба Гуэля (Finca Guell; 1884 – 1887)

В усадьбе Гуэля особенно ярко проявилось стремление Гауди к острому соединению наиболее рафинированных, сугубо литературных сюжетов с мотивами народной каталонской архитектуры. Помимо превращения мозаики из битой керамики в один из своих излюбленных декоративных приемов Гауди настоял на том, чтобы для кладки стен въездной группы усадьбы был использован определенный тип кладки – камень с пилястрами из кирпича.

Завершением и символическим ключом ко всей композиции усадьбы Гуэля являются ворота, вернее, их решетка, нарисованная Гауди в 1885 году и выполненная в мастерских Вальета и Пикера. В воротах одна створка. Нижняя часть створки представляет собой простую решетку с рельефными изображениями роз. Верхняя же полностью занята закованным в цепи драконом – хранителем сада. При всем обилии изображений драконов в средневековой и ренессансной традициях дракон, созданный Гауди, совершенно оригинален.

Крыша дома Мила. Антонио Гауди. 1906 – 1910

Дворец Гуэля (Palau Guell; 1886 – 1890)

Дом Гуэля превратился в достопримечательность Барселоны еще до завершения строительных работ. Любопытно, что наименование «дворец» закрепилось сразу же за сооружением весьма скромных размеров: участок имел размеры 18 на 22 м. На этом небольшом участке Гауди, однако, создал постройку такой исключительной сложности и насыщенности впечатлениями, что выражение «дворец» не кажется преувеличением. В отличие от предыдущих построек, соотносимых по некоторым признакам со стилем «мудехар», дом Гуэля открывает короткую серию построек Гауди, которые иногда причисляют к «неоготике». Подобно ренессансному палаццо, здание «развивается» вокруг внутреннего двора, но сам двор начинается лишь с уровня бельэтажа и выше перекрыт куполом.

1 Дом Ametller (слева). Хосе Пуидж-и-Кадафалч. 1898 – 1900. Дом Батло. Антонио Гауди. 1904 – 1906. 2 Дом Батло (вид со двора). Антонио Гауди. 1904 – 1906

Парк Гуэль (Parc Guell; 1901 – 1914)

В результате многократных поездок в Англию дон Эусебио Гуэль загорелся желанием построить «город-сад». Выкупленный им значительный участок (15 га) находился на склоне горы, на самой высокой точке тогда окраинного района Барселоны.

Задумав свой «город-сад» на 60 застройщиков, Гуэль заказал Гауди проект планировки.  Подготовительная стадия строительства – освоение территории – продвигалась весьма быстро. Уже в 1902 году были закончены ограждение с 7 воротами, павильоны привратников, большая часть виадуков и «дорический храм» для рынка. В 1904 году почти все планировочные работы были завершены. Но через год дон Гуэль отказался от всей этой затеи.

Скульптура в парке Гуэль. Антонио Гауди. 1907 – 1910

«Бесконечная скамья» в парке Гуэль. Антонио Гауди. 1907 – 1910

Из предполагавшихся 60 домов в Парке существуют лишь 2. Первый дом (проект Хулио Батльевеля) был занят доном Гуэлем. Второй на свои средства построил подрядчик работ (проект Франциско Беренгера), но так и не нашел покупателя, и в конце концов Гауди приобрел дом на сбережения отца. В этом доме Гауди жил до 1925 года, когда он полностью перебрался на строительство собора Sagrada Familia.

Между 1907 и 1910 годами была сооружена знаменитая «Бесконечная скамья», длиной несколько сотен метров, извивающаяся словно змея. Она отделана разноцветными керамическими осколками. Особый интерес в Парке представляет зачарованный мир каменных скульптур, спроектированных Гауди.

Фрагменты крыши дома Батло. Антонио Гауди. 1904 – 1906

Дом Батло (Casa Batllo; 1904 – 1906)

Работу по дому для крупного промышленника дона Хосе Батло Касанаваса формально следовало бы назвать реконструкцией, хотя в действительности речь идет о практически полной перестройке старого здания.

Уже в работах по Парку Guell Гауди опирался на нескольких помощников, здесь их число увеличилось. Это по общестроительным работам – архитекторы Доминго Суграньес и Хосе Каналета; по интерьерам – архитекторы Хуан Рубио и Хосе Мариа Хухоль и скульпторы Хосе Льимона и Карлос Мани. В число авторов необходимо включить и постоянных сотрудников Гауди – столяров и мебельщиков Касаса и Бардеса, кузнецов (братья Вадиа), керамистов (фирма «Хухоль и Баусис»).

Дом Батло – лирическое творение, где виртуозно используются гармония цвета и пластическая фактура материала. Архитектурно-скульптурный декор кажется состоящим из живых, застывших только на мгновение форм. Символика живого завершается в оформлении крыши в виде спины дракона.

Опираясь на характерный для Барселоны «глубокий» план здания (фасады в два с половиной раза меньше, чем глубина дома, зажатого между соседними), Гауди придал ему характер лабиринта с множеством скругленных поворотов.

Фрагмены фасада дома Батло. Антонио Гауди. 1904 – 1906

Дом Батло имеет всего 5 проемов по первому этажу, вплоть до 5-го этажа сохраняет строгую симметричность с плавным переходом к уравновешенному, но резко асимметричному завершению. В первом варианте Гауди запроектировал круглую башню по центру фасада, однако позже, приняв во внимание жесткую симметрию неоготического щипца, венчающего соседнее здание (построено в 1901 году архитектором Хосе Пуиджем-и-Кадафалчем), и, не желая оставлять открытой часть брандмауэра, мастер сдвинул башенку в сторону соседнего щипца, организовал маленькую террасу и видоизменил рисунок ограждения балкона. В результате при всем различии стилистической манеры соседние постройки оказались соединены чрезвычайно мягким зрительным переходом. Этот переход тем мягче, что высота удивительно сложного по пластическому рисунку бельэтажа почти точно соответствует высоте эркера соседнего здания, так что эркер прочитывается едва ли не как продолжение бельэтажа дома Батло. За счет того, что над бельэтажем место центральных проемов занято на 4 этажа пустым простенком, композиционная роль чердачного окна с маленьким балконом весьма велика – ось симметрии вновь жестко фиксируется только для того, чтобы несколькими метрами выше расплыться в сложном навершии.

Фактурное и колористическое богатство дома Батло охватывает всю поверхность здания. На кровле установлено несколько групп дымовых труб – их сложные стволы переменного сечения облицованы кусками стекла, вентиляционные трубы – многоцветной битой керамикой.

Храм «Святого Семейства» (Sagrada Familia). Антонио Гауди.

Покрытие кровли со стороны заднего фасада по контрасту с чешуйчатой поверхностью с уличной стороны сделано в той же системе, что и сам фасад. Здесь стены полностью облицованы керамическими плитками, смоделированными самим архитектором,— часть плитки плоская, часть – рельефная. При этом под карнизом плитки имеют интенсивный кобальтовый цвет, а по мере приближения к нижнему этажу их цвет постепенно разбеливается, доходя в самом низу до абсолютно белого.

Декор главного фасада организован по нескольким ступеням сложности. Начинаясь упрощенными базами, колонны первого этажа развертываются в арки плавных очертаний, на которые, словно потоки лавы, наползают и застывают в движении кронштейны галереи бельэтажа; его обрамление кажется отлитым из одного куска. Эта монолитность усилена тем, что над крайними проемами галереи в свою очередь нависают эркеры тех же форм.

Введение этих эркеров создает пластически убедительный переход к металлической скульптуре ограждений балконов с их гигантскими «глазницами». Гауди сохранил расположение всех окон на фасаде выше бельэтажа, но распорядился снять слой стены между ними таким образом, что возникла волнистая поверхность, покрытая круглыми керамическими плитками и кусками битого стекла разных цветов.

Внутреннее убранство дома Батло достаточно скромное, но Гауди и здесь добился ряда интересных декоративных решений. В помещении «господствует» скульптурный потолок зала, а облицованный керамикой камин встроен в стену в соответствии с традицией устройства очага «эско» в старинных каталонских домах.

Фрагмент храма «Святого Семейства» (Sagrada Familia). Антонио Гауди.

Дом Мила (Casa Mila; 1906 – 1910)

К числу шедевров современной архитектуры причисляют и дом Мила. Дом Мила – последняя завершенная работа зрелого мастера. Безусловная странность этого сооружения в глазах современников, не имевших образца для сравнения, отразилась в не лишенном иронического оттенка названии дома, закрепившемся среди барселонцев: La Pedrera – «каменоломня».

Здание, как и квартиры, имеет сложный криволинейный план. Первоначально Гауди намеревался придать криволинейные очертания всем внутренним перегородкам, но впоследствии отказался от этого, придав им ломаные очертания, контрастирующие с волнистой поверхностью фасада. В доме Мила применены новые конструктивные решения: отсутствуют внутренние несущие стены, а все межэтажные перекрытия поддерживаются колоннами и наружными стенами, в которых балконы играют конструктивную роль.

Интерьер крипты Колонии Гуэль. Антонио Гауди. 1898 – 1908

В знаменитом доме Мила Гауди намного опередил свое время, создав сооружение, где воплотились идеи гибкой планировки (всю нагрузку несет каркас, а внутренние перегородки могут распределяться свободно). Для каркаса были изготовлены специальные криволинейные балки, создающие ощущение упруго пружинящих опор массивных стен. Волнистые формы фасада были дополнены причудливыми балконными оградами; на крыше архитектор поместил целый «сад скульптур»: дымовые трубы и вентиляционные шахты были замаскированы каменными изваяниями.

Холл в доме Батло. Антонио Гауди. 1904 – 1906

Храм «Святого Семейства» (Sagrada Familia)

Работы над созданием храма Sagrada Familia начались еще в 1882 году под руководством архитекторов Хуана Мартореля и Франциско Де Вильара. В 1891 году строительство возглавил Антонио Гауди. Храм Sagrada Familia стал его opera magna – главным произведением и высшим плодом фантазии мастера. Придавая особое значение этой постройке как монументальному символу национального и социального возрождения Каталонии, Антонио Гауди с 1910 года целиком сосредоточился на ней, разместив здесь свою мастерскую.

Зодчий сохранил план своих предшественников – латинский крест с 5 продольными и 3 поперечными нефами, но внес свои изменения. В частности, им была изменена форма капителей колонн крипты, высота арок увеличена до 10 м, лестницы перенесены им в крылья вместо предполагавшегося фронтального их размещения. Он постоянно дорабатывал замысел в ходе строительства.

Лестница, ведущая на II-ой этаж в доме Батло. Антонио Гауди. 1904 – 1906

Встроенный в стену камин в доме Батло. Антонио Гауди. 1904 – 1906

По замыслу Гауди, храм «Святого семейства» должен был стать зданием-символом, грандиозной аллегорией Рождества Христова, представленного 3 фасадами. Восточный посвящен Рождеству; западный – Страстям Христовым; южный, самый внушительный, должен стать фасадом Воскресения.

Порталы и башни храма Sagrada Familia оснащены изобильной скульптурой, воспроизводящей как бы весь живой мир. Головокружительная сложность профилей и деталировки превосходит все, что было когда-либо известно готике. Это своего рода готический модерн, в основу которого, однако, положен план сугубо средневекового собора.

Решетка ворот в усадьбе Гуэля. Антонио Гауди. 1884 – 1887

Гауди прекрасно сознавал, что не может и мечтать о завершении работы при жизни, и часто говорил, что это дело для 3-х поколений. Несмотря на то, что Гауди строил храм Sagrada Familia на протяжении 35 лет, ему удалось возвести и оформить только Рождественский фасад, конструктивно являющийся восточной частью трансепта, и 4 башни над ним. Западная часть апсиды, составляющая большую часть этого величественного здания, до сих пор не достроена. Строительство храма продолжается и по сей день.

Воплощая в себе человеческие усилия и иллюзии, жертвенность и страстность, храм Sagrada Familia вырастает над Барселоной как ее символ.

Антонио Гауди погиб в Барселоне 7 июня 1926, сбитый трамваем неподалеку от собора Sagrada Familia. В бессознательном состоянии его доставили в больницу Святого Креста, из которой ему уже не суждено было выйти. Останки его покоятся в склепе храма Sagrada Familia.

Фрагмент балконов в доме Мила (La Pedrera). Антонио Гауди. 1906 – 1910

Решетка в парке Гуэль. 1900 – 1914

Особенная заслуга Гауди заключается в том, что он сумел извлечь из природного окружения и ввести в мир архитектуры ряд форм, мимо которых проходили поколения зодчих. Гауди обратил особое внимание на гиперболические параболоиды и их сечения, гиперболоиды и геликоиды. Гауди избрал именно эти пространственные формы в качестве основных «кирпичей» своей геометрии архитектурного формообразования. Казалось бы, чистота принципов формообразования, свойственная Гауди, должна была произвести некоторый общий поворот в архитектуре. Но этого не произошло из-за вневременного характера идей мастера.

Живший одной лишь работой, безразличный ко времени Антонио Гауди, по словам многих искусствоведов, стал «Леонардо да Винчи ХХ века», воплотив в себе качества не только гениального архитектора, художника, но и блистательного изобретателя.

Интерьер столовой в доме Батло. Антонио Гауди. 1904 – 1906

Пара кресел, выполненная для дворца Гуэля. Антонио Гауди. 1889

interior.lv

Дворец каталонской музыки – неподражаемое творение Луиса Доменек-и-Монтанер

Дворец каталонской музыки в Барселоне по праву считается одним из лучших среди мировых оперных театров. Однако, примечателен он не только мировыми шедеврами оперы и концертами, которые постоянно идут в нем, но и своей великолепной архитектурой в стиле модерн.

Находится Дворец посреди небольшой улочки Каррер-де-Сант-Францез-де-Паула, и, несмотря на то, что он буквально «втиснут» между двумя соседствующими домами, обойти его стороной попросту невозможно. Этот храм оперного искусства, кстати, единственный с натуральным освещением из всех европейских концертных залов, каждый год посещает почти полмиллиона туристов, и, как Вы уже догадались, не только для того, чтобы послушать оперное пение.

История Дворца каталонской музыки

Автором этого шедевра архитектуры стал выдающийся испанский архитектор Луис Доменек-и-Монтанер. Вообще, надо сказать, что гуляя по Барселоне, Вы не раз будете слышать имя этого одаренного мастера, который, как и Антонио Гауди и Жозеп Пуч-и-Кадафалк, сделал Барселону столицей буквально столицей модернизма. Кроме, собственно, Дворца, под его авторством были возведены: госпиталь Санта-Кру, госпиталь Сант-По, Дом Фрустер, Замок трех драконов, Дом Лео Морера и другие сооружения, входящие в список самых лучших достопримечательностей столицы Каталонии.

Здание театра было построено специально для «Orfeó Català» – общества каталонской музыки. Надо сказать, что построен Дворец был в кратчайшие сроки – всего-то 3 года. Такие темпы строительство набрало благодаря внушительным пожертвованиям, которые делали не только почитатели искусства и музыки, но и крупные промышленники и финансисты.

Торжественное открытие Дворца каталонской музыки состоялось 9 февраля 1908 года. И с тех пор здание роскошного Дворца практически не пустовало ни единого дня, так как от желающих взглянуть на этот шедевр модернизма просто не было отбоя. Вскоре Дворец был удостоен звания лучшего здания года, данного городским советом. А уже в 1997 году ЮНЕСКО включило его в список Всемирного наследия.

Неподражаемая архитектура Дворца

Дело в том, что, поскольку здание Дворца каталонской музыки, как мы уже отмечали ранее, «втиснуто» между зданиями довольно узких улиц, в полной мере его уникальной наружной красотой насладиться не получится. Что уж говорить, здание театра даже не возможно полностью поместить даже в объектив фотоаппарата. Поэтому здание лучше рассматривать частями.

Что касается экстерьера этого храма искусства, то здесь Вы найдете множество орнаментов, канделябров, скульптур, колонн, декоративной плитки. Так, фасад включает в себя бюсты известных композиторов, таких как: Иоганн Себастьян Бах, Рихард Вагнер, Джованни Пьерлуиджи-да-Палестрина, Людвиг ван Бетховен. Кроме того, здесь специально приглашенный мастер Луис Брю создал аллегорическую мозаику, на которой изображены участники «Orfeó Català».

Вообще, чтобы попасть во Дворец каталонской музыки, можно либо посетить один из концертов, которые проходят практически каждый день, начиная от классики и заканчивая джазом и традиционной каталонской песней, либо прийти на экскурсию.

Пожалуй, на втором способе мы остановимся подробнее.  На экскурсию можно попасть в любой день недели, их длительность составляет около часа. Отметим, что гиды могут рассказать Вам о Дворце на, собственно, каталонском, а также испанском, английском, французском и русском языках. А вот их расписание и стоимость лучше посмотреть на официальном портале Дворца каталонской музыки.

Первое, что Вы увидите на экскурсии, это – репетиционный зал общества каталонской музыки «Orfeón Catalán», в котором уже более 100 лет и репетирует сам хор. Далее Вас проведут по Лестнице Благородных, которая искусно декорирована цветами и флагами. Кроме того, здесь располагается удивительная балюстрада, для создания которой использовались различные материалы, начиная от железа и заканчивая стеклом.

Затем Вас пригласят в зал, который носит имя Льюиса Мильета, знаменитого испанского композитора и дирижера. Отсюда можно полюбоваться на огромный балкон, на котором расположены колонны, декорированные во флористической манере, дабы таким образом выразить уважение к природе.

А вот настоящей изюминкой экскурсии станет посещение Концертного зала Дворца. Сразу же при входе в этот зал Вас ослепляет многообразие света, невообразимая колористика и многоликость форм. Но, конечно же, главным во всем этом великолепии является витраж на потолке. Стоит отметить, что этот естественный светильник, в форме капли, не просто дает свет, он носит еще символический смысл. Так, центральная часть купола составлена их золотистой мозаики, которая символизирует солнце, а голубовато-синие оттенки мозаики – небо.

Затем пред Вашими глазами предстает орган – настоящий древний шедевр, созданный в лучших немецких традициях органостроения в романтическом стиле. Далее Ваше воображение будет поражено размерами зала, в котором могут уместиться более 2000 слушателей, и в котором, что особенно примечательно, стенами служат витражи из стекла. Рекомендуем присмотреться и к деталям: так сцена и сам зал украшены удивительными скульптурами, изображающими различных героев мифов и произведений: валькирии из бессмертной оперы Вагнера, 18 муз из древнегреческой мифологии, пегасы и многое другое. Казалось бы, такое строение, невообразимое для обычных концертных залов, и наличие бесчисленного множества декоративных деталей должно было повредить акустике. Отнюдь, звук здесь просто идеальный, что отмечено как самими музыкантами, так и слушателями.

newsspain.ru

Великие архитекторы Барселоны: Луис Доменек-и-Монтанер

Пролистывая любой путеводитель по Барселоне, вы не раз увидите это имя —
Луис Доменек-и-Монтанер — выдающийся каталонский архитектор XIX-XX вв., вместе с Антони Гауди, Жузепом Кадафалком и другими мастерами сделавший Барселону одним из самых красивых городов мира.

Если ваше пребывание в Барселоне не ограничивается 2-3 днями, если галопу верхом на Barcelona Bus Turístic вы предпочитаете спокойные созерцательные прогулки и если, ко всему прочему, вы — большой ценитель стиля модерн в архитектуре, уделите время 9 шедеврам великого мастера, это будет настоящие пиршество для вашей фотокамеры.

Итак, Луис Доменек-и-Монтанер (Lluís Domènech i Montaner, 21.12.1850 — 27.12.1923):

Casa Lleó Morera (Дом Льео Морера), Passeig de Gràcia, 35

С этого дома начинается знаменитый «квартал раздора», если вы поднимаетесь по левой стороне проспекта Грасия от площади Каталонии к авеню Диагональ. Прекрасная работа мастера получила в 1906 году премию городского муниципалитета, присуждаемую ежегодно «лучшему новому зданию». Учитывая, архитекторы какого уровня работали в те годы в Барселоне, даже не видя самого дома легко понять, насколько он хорош. Фасад здания серьёзно пострадал от реконструкции, которую затеяли владельцы, когда решили открыть на первом этаже магазин. Гражданская война 1936 года в сравнении с этим нанесла менее значимый ущерб. Дом всегда находился в частном владении, какие-то помещения сдаются в аренду.

Palacio de la Música Catalana (Дворец каталонской музыки), Carrer de Sant Pere Més Alt, 6

Дворец каталонской музыки, расположенный в барселонской Рибере, был построен в 1908 году и многими искусствоведами считается наиболее значимым творческим достижением Луиса Доменека. Заказчиком проекта выступило сообщество неравнодушных к искусству и музыке каталонских промышленников и финансистов, в своё время выделившее средства на театр оперы и балета Лисеу. Узкие улицы Риберы не дают возможности уместить грандиозное сооружение в одну фотографию, а самым простым способом сделать снимки великолепного интерьера является посещение какого-либо концерта, хотя групповые туры с гидом, забронированные заранее, также возможны.

Hospital de la Santa Creu i Sant Pau (Госпиталь Санта-Кру и Сант-Пау), Carrer Sant Quintí, 89

Госпиталь Святого Павла (так звучит сокращённое название этого сооружения на русский манер) строился в течение почти 30 лет в 2 этапа. Проект Луиса Доменека — это первый этап, длившийся с 1902 по 1913 год, архитектором было построено 13 зданий в стиле модерн. В настоящее время работы Доменека занимают даже не половину площади, относящейся к госпиталю, но выделить их среди прочих не составит никакого труда.
Сейчас погулять по территории госпиталя с целями, не относящимися к здоровью, можно только в составе организованной группы с гидом, поскольку в полном разгаре масштабная реконструкция «отделения модерна», кран на фотографии тому свидетель.

Castell dels Tres Dragons (замок Трёх Драконов), Parc de la Ciutadella

Это здание строилось к международной выставке 1888 года, в нём планировалось разместить кафе и ресторан. Судьбой, однако, для замку была предначертана просветительская миссия — до середины XX века здесь последовательно «проживали»: музей истории, музей археологии, музей биологии и музей естественных наук, пока их не сменил зоологический музей, который находится в замке Трёх Драконов и по нынешний день.

Casa Fuster (Дом Фустер), Passeig de Gràcia, 132

Дом Фустер, стоящий на границе 2-х районов Барселоны: Эщампле и Грасия, был построен в 1910 году. Искусствоведы считают, что по сравнению с другими своими проектами, Луис Доменек был более рационален и поскупился на декорирование. Так это или нет, легко проверить — в отличие от многих других архитектурных шедевров, находящихся в частном владении или занятых барселонскими чиновниками, дом Фустер открыт для посещения и даже для проживания — здесь разместился одноимённый отель категории «люкс».

Fundación Antoni Tàpies (Фонд Антони Тапиеса), Carrer d’Aragó, 255

Дом, где сейчас разместился музей испанского художника и скульптора Антони Тапиеса, строился Луисом Доменеком для издательства, владельцем которого был дядя архитектора Рамон Монтанер. Здание построено в 1885 году и считается одним из первых проектов городской архитектуры, реализованных в стиле модерн. Перед тем, как открыть двери музея в 1990 году, была проведена реставрация, затронувшая в основном интерьер дома и практически не изменившая его внешний облик, если не считать «проволочек» на верхней части фасада — это не кабели и не антенны, а индустриальная скульптура Антони Тапиеса «Облако и стул», созданная мастером специально для своего фонда.

Casa Thomas (Дом Томас), Carrer de Mallorca, 293

Дом, построенный в 1898 году по заказу промышленника Жузепа Томаса, в 1912 году был реконструирован уже другим архитектором, но с абсолютным уважением к оригинальному проекту Луиса Доменека. Здание относят к неоготическому стилю, полный набор характерных для стиля великого архитектора конструктивных и декоративных элементов — здесь налицо.

Palacio Ramón Montaner (Дворец Рамона Монтанера), Carrer de Mallorca, 278

Архитектор был из богатой семьи, поэтому нет ничего удивительного, что часть сооружённых им зданий носит его же собственную фамилию. Дядя Луиса Доменека Рамон Монтанер помимо проекта издательства, о которой шла речь чуть выше, в 1889 году заказал племяннику и проект фамильной резиденции на улице Майорка.
Великолепие как внешнего, так и внутреннего декорирования не позволяет назвать это здание иначе как «дворец». С 1980 года дворец облюбовало правительство Каталонии и разместило здесь свою приёмную.

Casa Lamadrid (Дом Ламадрид), Carrer de Girona, 113

Не все дома, созданные знаменитым архитектором, разобраны под музеи и государственные учреждения. Дом на улице Жирона под номером 113, созданный в 1902 году, — жилой, зажатый с обеих сторон другими жилыми домами. Но даже витая в облаках, вам всё равно не удастся пройти мимо без остановки и не полюбоваться богато декорированным фасадом, балконами второго этажа и балюстрадой на крыше.

Всем читателям желаю приятных и познавательных прогулок по Барселоне.

Полезные ссылки для поклонников каталонского модерна:
Карта шедевров Антони Гауди, находящихся в Барселоне и окрестностях (14 достопримечательностей)
Рассказы о работах Антони Гауди, находящихся в стороне от проторенных туристических троп: фонтан Геркулеса и портал Миральес
Знаменитые дома Барселоны (адреса и фотографии 22 достопримечательностей)
Рассказ о шедеврах Жузепа Пуч-и-Кадафалка, великого каталонского архитектора-модерниста

*****



Другие статьи, которые могут быть интересны сообществу — что происходит на рынке недвижимости Испании, кто «понаедет» в Испанию в ближайшие годы, как едят и что пьют испанцы — в моём ЖЖ.


geoblogger.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о