Разное

Жауме пленса – Московский музей современного искусства — ЖАУМЕ ПЛЕНСА

Содержание

Московский музей современного искусства — ЖАУМЕ ПЛЕНСА


 

 

При поддержке



ЖАУМЕ ПЛЕНСА










Дата проведения: 9 июля — 22 сентября, 2019

Адрес: ММОМА, Петровка 25









Куратор Ферран Баренблит

Московский музей современного искусства и Музей современного искусства в Барселоне (MACBA) при поддержке Посольства Испании представляют первую в России персональную выставку испанского художника и скульптора Жауме Пленсы. Мастер из Каталонии получил известность благодаря своим фигуративным инсталляциям и объектам, вписанным в городской и природный контекст. Легкость, прозрачность, «ажурность» при использовании тяжелых материалов, экзистенциальные и трагико-романтические переживания, осмысление себя и окружающего мира — все это художественный код Жауме Пленсы, позволяющий называть его художником ощущений, размышлений и идей. В Москву автор привез 20 ключевых произведений из своей последней выставки в MACBA и выстроил из них выставку-путешествие под кураторством директора музея в Барселоне — Феррана Баренблита.

Проект в ММОМА включает скульптуры и инсталляции, созданные автором за последние 30 лет его творчества. Пленса не считает свою выставку ретроспективной: она, скорее, обозревает его основные авторские концепции. Так например, вместе с последними работами, «Тишина» (2016 г.) и «Автопортрет с музыкой» (2018 г.), зритель увидит работу «Тервюрен» 1989 года и знаменитую «Firenze II» 1992 года. Последняя — объект в форме вопросительного знака, выполненного из алюминия — станет своеобразной точкой отсчета экспозиции. Такое кураторское решение продиктовано желанием объяснить посетителю позицию автора, а заодно и предоставит ключ к пониманию: по мнению Жауме, скульптура есть лучший способ превратить любое утверждение в сомнение и задать вопрос. Поэтому любой проект Пленсы способен «пробудить» зрителя и вовлечь в размышления.

В своем творчестве автор исследует вопросы бытия: его физической и духовной сущности, связи настоящего и прошлого, взаимоотношений человека и природы. С помощью скульптуры он выстраивает свой взгляд на мир, но без попытки его до конца разгадать. Стремление развивать собственные отношения с миром посредством скульптуры определяет ее формальное решение. Автор часто работает с пространством в крупном масштабе: создавая произведение, вписанное в ландшафт, он задает начало диалога между объектом и окружающей средой, архитектурой и людьми, населяющими данное пространство. Выставка покажет, как в практике Пленсы, чьи монументальные работы можно увидеть на улицах Чикаго, Лондона, Монреаля, Ниццы и Токио, совмещаются фигуративные образы человека и абстракция.

Пленса часто изображает себя в своих скульптурах, входя в контекст собственных размышлений уже в роли участника и наблюдателя и устанавливая контакт с человеком. Одна из самых известных работ, в которой зритель сталкивается лицом к лицу со скульптором, — это «Сердце деревьев» (2007 г.). Другая характерная черта для всего творчества Жауме Пленсы заключается в обращении к произведениям литературы, поэзии, музыки, религиозным трудам и текстам великих деятелей мысли. В частности, работа «Glückauf?» (2004 г.) буквально собрана из текста Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году. Занимая одно из центральных мест в экспозиции ММОМА, она демонстрирует приверженность автора европейским ценностям, и вместе с тем, еще раз обращает внимание зрителя на необходимость соблюдения прав человека и свобод личности и ее защиты.

Основное отличие московской экспозиции Пленсы от той, что была представлена в MACBA — в появлении новых смыслов и диалогов. История особняка ММОМА, его мифы и легенды, анфилады, архитектурные и интерьерные элементы, смотрители и посетители — все, по ощущениям Пленсы, будет влиять на композицию и расстановку скульптур. И для того, чтобы создать единое гармоничное энергетическое поле взаимодействия между объектами и пространством, важно выстроить все по-новому.

Проект «Жауме Пленса» продолжает программу музея по реализации персональных выставок зарубежных художников с мировым именем и поддержке взаимоотношений с международными культурными институциями и посольствами разных стран. Так, в 2015 году при участии Посольства Испании в России и куратора Феррана Баренблита в ММОМА на Петровке 25 открылась выставка латинских художников «Другая часть нового мира». В 2017 году также при участии Посольства была проведена первая в России масштабная выставка, посвященная архитектору Антонио Гауди.

К проекту Жауме Пленсы подготовлены специальные экскурсионные туры для взрослых, детей, а также экскурсии с переводом на русский жестовый язык для глухих и слабослышащих посетителей. Расписание и детали участия можно посмотреть на сайте музея: mmoma.ru.

В первый день работы экспозиции, 9 июля, состоится встреча с Жауме Пленсой и куратором проекта Ферраном Баренблитом. Встреча пройдет в Бальном зале ММОМА на Петровке 25, начало в 19:00. Участие по входному билету и регистрации на сайте музея.

О художнике:

Жауме Пленса (1955 г.) родился в Барселоне, учился в Школе искусств Льоджа и Школе искусств Сант Жорди. С 1980 г., когда прошла его первая выставка в Барселоне, Пленса жил и работал в Берлине, Брюсселе, Англии, Франции и США. В настоящее время живет и работает в Барселоне. Лауреат множества государственных и международных наград, включая Медаль Кавалера искусств и литературы французского министерства культуры (1993 г.), Национальную премию в области изящного искусства правительства Каталонии (1997г.), престижную художественную Премию Веласкеса (2013 г.). В рамках параллельной программы 56-ой Венецианской биеннале, за проект «Вместе» в базилике Сан-Джорджо Маджоре, Жауме Пленсе была присуждена Всемирная премия в области искусства за лучшую публичную инсталляцию на открытом воздухе (2015 г.).

О кураторе:

Ферран Баренблит (1968 г., Буэнос-Айрес) — директор Музея современного искусства Барселоны (MACBA), бывший директор центра современного искусства CA2M и Центра искусств Санта-Моника (Барселона). Баренблит выступал куратором персональных выставок Джереми Деллера, Андреа Фрейзер, Raqs Media Collective, Марии Айххорн, Кристиана Янковского и Рабиха Мруэ. В 2008 году входил в кураторскую группу 7-й Биеннале SiteSantaFe. Проводил семинары, обучающие профессии куратора и читал лекции во многих музеях. С 2003 по 2010 гг. был приглашенным профессором в программе «Куратор современного искусства» в Королевском колледже искусств в Лондоне. Также работал в Фонде Хуана Миро (Барселона) и Новом музее современного искусства (Нью-Йорк).

О MACBA (Музей современного искусства в Барселоне):

Музей современного искусства в Барселоне (MACBA) открылся 28 ноября 1995 года. Благодаря систематической выставочной работе и существенному расширению коллекции музею удалось выстроить программу, охватывающую основные точки развития современного искусства, и завоевать репутацию одного из ведущих музеев, занимающихся исследованием и осмыслением художественного процесса настоящего времени.

 

Официальный страховой партнер

Официальный сервис

Официальный отель проекта

 

Радиопартнер

Стратегический медиапартнер

Издание ММОМА

www.mmoma.ru

Грандиозные скульптуры от Жауме Пленса. – Ярмарка Мастеров

«Дыхание, душа, жизнь, язык — это колебания, вибрации, которые гармоничны и нераздельны друг с другом. Язык — для меня сущность мира. Так как я родом из Средиземноморья, я должен воспринимать все путем осязания, даже язык и идеи», — говорит Жауме Пленса.

Жауме Пленса является одним из самых популярных в мире художников, создающих монументальные скульптурные композиции для городских парков, скверов и площадей.
Жауме родился в 1955 году в Барселоне. Изучал искусство в Школах Escola и Belles Sant Jordi.
Жауме Пленса создает скульптуры из букв, демонстрируя их не только в выставочных залах, но и на плэнере.

В данном случае – в Йоркширском парке скульптур. Его публичные проекты выставлялись в Америке, Японии, России, Франции, Великобритании. Высота скульптур до десяти метров, а материал, из которого они выполнены – покрашенная в белый цвет нержавеющая сталь.

Необычность работ Жауме Пленса заключается в том, что каждая деталь скульптуры – это буква латинского алфавита. Прозрачность скульптур – своеобразная интеракция со зрителем — каждый человек может изучить скульптуру изнутри, войти в ажурную стальную конструкцию. Пронизанные светом скульптуры позволяют погрузиться в мир алфавита. Возможно, для кого-то буквы значат нечто большее, чем некий алфавитный порядок.

Для Пленса буквы — это связующие элементы коммуникации.
«Когда кто-нибудь входит внутрь, то он наполняет скульптуру душой. Моя работа не завершена, пока она пуста внутри», — утверждает автор.

Вот как, значит, автор предполагает дальнейшую жизнь своих творений при соединении их с впечатлительными зрителями. Этакий социальный жест. Очевидно, мастер мыслит свое творение в виде послания человечеству.
Это как письмо в конверте, в котором скрыты энергия и причины нашего общения. Вы получаете письмо и пропускаете его содержимое через себя.
А иначе, почему именно буквы? Возможно, интерес Жауме Пленса к восприятию человеком окружающего мира и к идеям, выраженным в письменном виде, глубоко впечатлили художника, заставив задуматься о новых способах коммуникации со зрителем.

Обычный холст его не устраивают, он считает, что тенденции, свойственные архитектуре: свет, звук, структурная игра и пространственная композиция, по его собственным словам, наиболее удачны для взаимодействия со зрителем. Но скульптуры не всегда сделаны из букв. Несмотря на общие мотивы (легкость, прозрачность и даже ажурность), у скульптур разные текстуры.
Тут есть и уже упомянутые буквы, и равномерная сетка, и геометрические фигуры, и просто набор случайных элементов и форм.

Главная задача, которую ставит перед собой Жайме Пленса при начале работы над каждой своей новой скульптурой, по его словам, это органичность скульптуры и ее контекстность, когда предмет идеально вписываться в окружающий ландшафт, подчеркивая и дополняя его.

Практически все работы Жауме Пленса, представленные на выставке в Йоркширском парке скульптур, являются прозрачными фигурами людей.

Скульптуры изготовлены из стали и представляют собой сплетение букв и строк из стихотворений.

Скульптуры Жауме Пленса хорошо смотрятся и в галерее, но лучше — на открытых пространствах, для которых и предназначены. Сквозь дырочки — фигуры автор создает, в основном, из своеобразной проволоки — можно полюбоваться небом, окрестностями, друзьями.

Люди, привычно живущие в окружение звуков, слов и изображений – основные герои произведений скульптора. Творения Жауме Пленса заставляют зрителя остановиться на мгновение, чтобы подумать о себе и об основных аспектах человеческого существования. Все его работы проникнуты поэтическим смыслом, который автор представляет возможность каждому найти самостоятельно. Жауме Пленса признался в одном из интервью, что для него скульптуры — это «самый лучший способ задать вопрос». Его работы являются скульптурными идеями, которые ставят вопрос об основах жизненного опыта. Он показывает частное в общем, особенное в нормальном с помощью простых, но глубоких картин, которые не сразу открываются для наблюдателя.

Особую роль в его творчестве занимает слово, скульптуры Жауме Пленса иногда полностью состоят из букв, как фигура в его работе «WE / МЫ». Слова у него не только средство коммуникации, они превращаются в его руках в оболочку нашего человеческого существования. В его скульптурах из бронзы в «The hearts of trees/ Сердца деревьев» из букв слагаются имена знаменитых композиторов. Фигуры сидят, обняв колени, и из них растут деревья.

«Эти скульптуры — мой автопортрет, но без бороды», — шутит художник.

Эта прекрасная аллегория создана Жауме Пленса, чтобы донести еще одну мысль скульптора о безграничности человеческих возможностей: «Мы часть земли, но мы можем дотянуться и обнять космос».
В частности, известна его работа, которая год назад находилась в Нью-Йорке на Мэдисон-Сквер. Скульптура высотой 13,5 метров изображала голову нимфы Эхо, которую богиня Гера лишила собственного голоса. Моделью для этого мифологического персонажа послужила девятилетняя девочка.

Самая знаменитая работа испанского скульптора Жауме Пленса — фонтан из 1000 лиц в Чикаго. Для создания фонтана, Пленс специально в мастерской снимал по нескольку минут на камеру около 1000 людей, подробно изучая их мимику и реакции. Таким образом, художник создал портреты, «которые говорят о будущем». Эти портреты были помещены на огромные щиты и стали основой фонтана. Во время съемки люди складывали рот трубочкой, а потом уже на щитах изо рта этих людей били струи воды. Пленса удивило и восхитило, с каким интересом публика отреагировала на его фонтан, в котором можно было даже плескаться. Очень радовались новой забаве дети, самые благодарные поклонники его творчества.
Чикаго Фонтан Короны Жауме Пленса в Милениум парке. Работа испанского художника Жауме Пленса включает в себя две 15-метровые башни друг против друга, разделенные бассейном. Дети и взрослые могут плескатся в воде, в то время как видео-портреты более чем 1000 жителей Чикаго проецируются на стеклоблоки, из которых построены башни. Каждые 12 минут столб воды выходит из уст очередного спроецированного лица и изображение исчезает в потоке воды.

Пленс успел поработать с железом, бронзой, медью, чугуном, синтетическими смолами, стеклом, алебастром, а также светом и звуком.

«Не вижу зла, не слышу зла, не говорю о зле”

Кроме скульптур, рисует офорты и создает декорации с костюмами для театральных постановок. Жил в Берлине, Брюсселе, Лондоне, Париже, Нью-Йорке. Там же — и в других городах — регулярно выставляется.

В Рио-де-Жанейро на пляже Ботафогу была установлена 12-ти метровая скульптура испанского скульптора Жауме Пленса. Скульптура выполнена из искусственного мрамора и представляет собой голову девочки лет 14-ти с закрытыми глазами. Работа называется «Видеть мои мечты». Идеей проекта, которую автор заложил в него, было пробудить в людях состояние мечтания. Эта скульптура установлена на пляже в рамках арт-фестиваля «OIR» («Other Ideas for Rio», что в переводе означает «Другие идеи для Рио» ). Официальное открытие состоялось 7 сентября 2012 года. В день открытия пляж был наполнен произведениями скульптуры художников и скульпторов из разных частей мира.

Не правда ли, эта скульптура очень напоминает знаменитые фигуры острова Пасхи? Та же устремленность в небо и та же погруженность в себя…

Работы испанского скульптора Жауме Пленса вот уже два десятилетия получают престижные международные награды и, главное, украшают города.

Источник www.liveinternet ru/users/vodo-lei/post238326109/

Сайт скульптора http://jaumeplensa.com/web/

www.livemaster.ru

Жауме Пленса и его странные скульптуры

Испанский художник Жауме Пленса (Jaume Plensa) знаменит своими скульптурами-инсталляциями, в которых человеческие тела создаются из букв, света и звуков. Его произведения вызывают сильные эмоции у зрителей – как будто художник уловил что-то важное о процессе Творения и смысле человеческого существования. Работы Пленсы украшают города и парки по всему миру, выставки его скульптур пользуются неизменным успехом.

«Эти скульптуры — мой автопортрет, но без бороды», — шутит художник.



Образ, красной нитью проходящий через его творчество — «человек, обнимающий дерево жизни». Этого человека – себя – он повторил множество раз в своих скульптурах.

Идея «дерева жизни» уходит корнями в средневековье. Алхимики считали, что человек после смерти соединяется с универсумом при помощи космического дерева, вырастающего из его мертвого тела. Скульптуры художника как бы говорят зрителю: «Мы часть земли, но мы можем дотянуться и обнять космос».

Люди, привычно живущие в окружение звуков, слов и изображений – главные герои творений скульптора. Творения Жауме Пленсы заставляют зрителя остановиться на мгновение и задуматься. Жауме Пленса признался в одном из интервью, что для него скульптуры — это «самый лучший способ задать вопрос».

Особую роль в его творчестве занимает слово – скульптуры Жауме иногда полностью состоят из букв. В его скульптурах из бронзы в «The hearts of trees/ Сердца деревьев» из букв слагаются имена знаменитых композиторов.

 

 

 

mirum.ru

Почему выставка Жауме Пленсы в ММОМА — главное открытие июля | Радости жизни | Афиша

9 июля ММОМА открывает первую в России персональную выставку испанца Жауме Пленсы. Вместе с барселонским MACBA на ней собрали работы последних тридцати лет, но это не ретроспектива — 64-летний каталонский скульптор обозначает опорные пункты и главные авторские ходы, не заботясь о хронологии или периодике. Пленса исследует бытие, физическую и духовную сущность человека, легко вписывает свои ажурные объекты в городскую среду или природу — его скульптуры есть, к примеру, в Лондоне, Чикаго, Монреале и Токио, — а в 2015-м, в параллельной программе Венецианской биеннале его работу и вовсе признали лучшей публичной инсталляцией на открытом воздухе. В ММОМА Пленсу называют «художником ощущений, размышлений и идей», а его выставку сравнивают с путешествием.

Фрагмент персональной выставки Жауме Пленсы в MACBA (Барселона), 2018–2019

В Москву привезли двадцать работ, ранее показанных в Барселоне. В главном здании ММОМА на Петровке, по мнению Пленсы, они получат особенный новый контекст. Вместе с Ферраном Баренблитом, директором MACBA и куратором экспозиции, Жауме сопоставляет «Тишину» (2016) и свежий «Автопортрет с музыкой» (2018) с «Тервюрен» 1989 года и «Флоренцией II» 1992-го, с последней — вопросительного знака из алюминия — и начинается выставочный сюжет. Язык Пленсы космополитичен и универсален, в разные годы художник жил и работал в Берлине и Брюсселе, а также городах Великобритании, Франции и США, теперь осел в Барселоне. Жауме каждого вовлекает в размышления, не пытаясь разгадать мир до конца, а о самом важном говорит прямым текстом: скульптура Glückauf 2004 года, например, сложена из текста Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948-м. «Скульптура — лучший способ превратить утверждение в сомнение и задать вопрос», — считает Пленса, что и делает с конца восьмидесятых.

Жауме Пленса и фрагмент его работы «Сердце деревьев», 2007

В день публичного открытия, 9 июля, Жауме Пленса и куратор Ферран Баренблит лично расскажут о выставке: встреча в Бальном зале ММОМА начнется в 19:00. Посмотреть работы скульптора на Петровке можно до осени, с 9 июля по 22 сентября.

Жауме Пленса. «Мечта Данте», 2003

www.vogue.ru

Ретроспектива Жауме Пленсы открыта в Барселоне • ARTANDHOUSES

В Музее современного искусства Барселоны MACBA открылась выставка каталонского скульптора Жауме Пленсы, на которой собрали его работы начиная с 1980-х годов. Более двадцати скульптур и инсталляций выставлены в музее, а два монумента — «Сердце дерева» и «Сердце реки» — установлены в парке рядом.

Жауме Пленса знаменит прежде всего своими ажурными скульптурами — огромные человеческие фигуры, достигающие в высоту более десяти метров, часто сплетены из стальных латинских букв. Фактически это поэзия, увековеченная в металле, — их можно не только рассматривать, но и читать. Кроме того, любой зритель может войти внутрь практически любого произведения искусства Пленсы и изучить его изнутри. 

«Когда кто-нибудь входит внутрь, то он наполняет скульптуру душой. Моя работа не завершена, пока она пуста внутри», — считает сам художник. 

Еще одно несомненное достоинство таких произведений — «прозрачность». Фактически любые монументы Пленсы идеально включаются в окружающий ландшафт.

Жауме Пленса часто говорит, что скульптура — лучший способ задать вопрос, то есть задуматься над смыслом происходящего. Одна из его работ прямо так и сделана в виде знака вопроса. Впрочем, и знаменитое «Сердце дерева», где фигура сидящего человека обнимает древесный ствол, располагает к размышлению о вечном. «Мы — часть Земли, но мы можем обнять космос», — Пленса часто в текстах философствует о тонких материях.

В отличие от антропоморфных скульптур, предназначенных для городских пространств, скульптуры музейного размера часто абстрактны. Они — часть лаборатории художника, где вырабатывается его художественный язык. Кроме материалов, весомых и легких, прозрачных и плотных, Пленса экспериментирует и со звуком. На его ретроспективе можно увидеть весь спектр его творческих возможностей. Впрочем, тем, кто не доберется до Барселоны, не стоит расстраиваться: следующим летом выставка переедет в Московский музей современного искусства.

Жауме Пленса

Foto: Miquel Coll

Foto: Miquel Coll

Foto: Miquel Coll

Foto: Miquel Coll

Foto: Miquel Coll

Foto: Miquel Coll

Foto: Miquel Coll

Foto: Miquel Coll

Foto: Miquel Coll

Foto: Miquel Coll

Foto: Miquel Coll

Foto: Miquel Coll

Foto: Miquel Coll

Foto: Miquel Coll

Jaume Plensa
«Tervuren»
1989

Jaume Plensa
«Firenze II»
1992

Jaume Plensa
«Memoires Jumelles»
1992

Jaume Plensa
«Grünewald»
1996

Jaume Plensa
«Continents I»
2000

Jaume Plensa
«Dante’s Dream»
2003
Foto: Gasull Fotografia
@ Plensa Studio Barcelona

art-and-houses.ru

Грезы, вибрации и осязаемая поэзия: что покажут на первой выставке Жауме Пленсы в России

8 июля в ММСИ открылась первая персональная выставка Жауме Пленсы. Мастер из Каталонии получил известность благодаря своим фигуративным инсталляциям и объектам, вписанным в городской и природный ландшафт. В Москву автор привез 20 ключевых произведений из своей последней выставки в Музее современного искусства в Барселоне (MACBA) и выстроил из них выставку-путешествие. Экскурсоводы ММСИ Ксения Маас, Ксения Мартынова, Ксения Земскова и Анастасия Алешковская рассказали ТАСС о нескольких работах, включенных в экспозицию, которые наиболее ярко отражают основные темы в творчестве испанца.

«Флоренция II» (1992, алюминий, сталь)

Эта работа встречает посетителей на входе в музей. «Флоренция II» — огромный, два с половиной метра, вопросительный знак из стали и алюминия. С этим металлом Жауме Пленса работал с самого начала своей карьеры в 1980-е годы. Его завораживала трансформация металла: твердый и незыблемый, он под воздействием огня становится жидким, а затем вновь затвердевает. Немного позднее художник стал экспериментировать и с другими материалами — мрамором, алебастром, полиэфирной смолой, стеклом, — а также со светом и звуком.

На вопросительном знаке есть надпись «rêve». В переводе с французского — сон, мечта, греза — одна из самых любимых тем Жауме Пленсы. В предыдущем зале находится работа «Сон Данте» — бутылка, из которой льется вино. А в 2009 году для Ливерпульской биеннале Пленса создал «Сон» — гигантскую голову девушки с закрытыми глазами. Сон — пограничное состояние между реальностью и видением, между жизнью и смертью.

«Флоренция II»

© Гавриил Григоров/ТАСС

Какой вопрос задает художник? Может быть, он спрашивает у зрителей, что мы ожидаем увидеть в следующих залах? Какой может быть скульптура? Что прячется внутри полого вопросительного знака, похожего на саркофаг?

Автопортрет с музыкой (2018, сталь)

Пленса часто вспоминает, как в детстве он залезал внутрь пианино, на котором играл его отец. Вибрация и запахи инструмента оказали на него большое впечатление. Куда большее, нежели визуальные искусства. Как говорит Пленса, сам он не слишком хорош в музицировании, но в сложные моменты жизни или когда ему просто хотелось побыть одному, он всегда садился за пианино. Оно научило Пленсу чувствовать музыку через свое тело и переносить свои идеи из мира неуловимых ощущений в мир реальных предметов.

Логичным продолжением любви к музыке стала его работа художником для оперных постановок на европейских фестивалях и в Парижской национальной опере. Опера — синтез нескольких видов искусств, шаг на пути к мечте Вагнера о великом универсальном произведении, которая до сих пор очаровывает Пленсу

Автопортрет с музыкой

© Гавриил Григоров/ТАСС

«Счастливо?» (2004, сталь, порошковая окраска)

«Счастливо?» — это множество букв, которые за тонкие ниточки подвешены к потолку, и потому кажется, что они словно застыли в воздухе. Зрители буквально входят в текст, где каждое слово и каждая буква превращаются в осязаемый предмет.

Пленса вспоминает, как в детстве он ходил с мамой по магазинам Барселоны, где на входе висели занавески из бусинок. При движении они издавали мелодичный звук. Позднее художник начал подвешивать к потолку стихотворения Бодлера, Блейка, Гинзберга, Гете и Шекспира, позволяя их поэзии в буквальном смысле зазвучать по-новому.

К осознанию слов и букв как скульптур Пленсу подтолкнул Франсуа Рабле. Один из героев Рабле Гаргантюа рассказал историю о том, как он плыл на корабле и услышал странные крики. Было очень холодно, и слова превратились в льдинки и упали на палубу.

«Счастливо?»

© Гавриил Григоров/ТАСС

Слова и буквы у Пленсы имеют не только длину и размер, но и реальный вес. Для одного из своих проектов художник вырезал слова на металлических тарелках. В зависимости от количества букв тарелки становились тяжелее или легче. Слово обрело вес. «Буква — очень маленькая величина и в то же время решающая. Одна она ничего не значит, но в сочетании с другими образует слова, тексты, традиции. В этом смысле буква подобна человеку».

Для Пленсы подвешенные слова — это новое пространство языка и, что особенно важно, видимая коммуникация между людьми. Не случайно для этой работы скульптор использует текст Всеобщей декларации прав человека, которая была принята ООН в 1948 году после обнародования информации о зверствах нацистского режима

«Валанс» (1994, чугун, пластик, фронтальная подсветка 220 вольт)

Проект был создан в 1994 году по заказу муниципалитета французского города Валанс. Двадцать одна чугунная дверь была вмонтирована в стены домов на разных улицах, над дверьми были закреплены фонари. На каждой двери были выгравированы слова: месть, поэзия, ненависть, свет, любовь, время, тишина, религия, случай. Двадцать одно абстрактное понятие, по одному для каждой двери. Как будет выглядеть месть, поэзия или ненависть, которые находятся за дверью? Эти двери нельзя было открыть, в них даже не было замочных скважин. Пленса уже представлял похожий проект под названием Wonderland II в 1997 году — серию дверей из парафина. Когда эти двери демонстрировали на выставке в Мадриде, то посетители, пытаясь выяснить, что спрятано за ними, сломали несколько дверных ручек.

«Валанс»

© Гавриил Григоров/ТАСС

Вдохновением для этих проектов стали волшебные превращения Алисы из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Двери — символ границы пересечения миров. Тот, кто переходит эту границу, никогда не возвращается прежним. По словам Пленсы, речь идет не только о переходе в другое пространство, но и о нас самих. Когда мы стоим перед закрытой дверью, то новое пространство, которое мы воображаем по ту сторону, зависит от нашего возраста и личного опыта. Дверь в настоящем — это столкновение прошлого и будущего.

«Безмолвие» (2016, сосна, сталь, графит)

В последние годы Жауме Пленсу все больше занимает идея тишины. По словам скульптора, «в нашем шумном мире тишины не существует, поэтому ее приходится изобретать».

«Безмолвие» — это шесть женских голов, моделями для которых послужили молодые девушки из Азии, Европы и Латинской Америки. Несмотря на индивидуальные черты, скульптуры не являются портретами: неестественно вытянутая форма головы и закрытые глаза сглаживают различия и придают образам особую одухотворенность. В творчестве Пленсы женская голова — это воплощение женского начала, которое для скульптора связано с сохранением памяти о прошлом, а через память — с будущим.

«Безмолвие»

© Гавриил Григоров/ТАСС

Опорой для женских голов служат четыре деревянные балки, которые скульптор нашел на месте разрушенного дома. Подобно женщинам, эти балки хранят о прошлом воспоминания — о деревьях, которыми они когда-то были, о доме, для которого служили опорой. «Все мы нуждаемся в убежище, которое позволит нам находиться наедине с собой, в молчании», — говорит скульптор.

«Континенты I, II» (2000 год, стекло, нержавеющая сталь, сосна)

Работа «Континенты» состоит из двух частей. В каждой — пять стекол, расположенных на небольших подставках. На стеклах — контуры тела самого художника и надписи, которые располагаются на разных «слоях». Если посмотреть на «Континенты» с определенной точки, то все «слои» выстроятся в один ряд, а изображение превратится в новую карту мира, в центре которой — Жауме Пленса.

Скульптор словно препарирует самого себя — отсюда и стекла, которые похожи на те, что используют в лабораториях. Под правой коленкой — ум, сознание — на мизинце левой руки и безымянном пальце правой ноги, рядом с сердцем — мимолетность и расточительство. Вокруг — Африка, Америка, Океания, Азия и Европа

Вторая часть работы отличается лишь новым «слоем»: вокруг контура тела художника появляются названия множества городов — Пиза, Брест, Ганновер, Валенсия и другие. Города буквально вырисовывают форму человеческого тела, окружая его и поддерживая.

«Континенты I, II»

© Гавриил Григоров/ТАСС

В древности меры длин зависели от длины рук, ступней и даже носов правителей. Пленса меряет мир или создает новый по собственному подобию: скульптуры оказываются подвешены на высоту роста художника с вытянутыми руками, а сидящие вокруг деревьев человечки — модель тела самого Пленсы.

По словам художника, в детстве он был заворожен анатомическими атласами и книгами по медицине. При этом он сам называл этот интерес скорее фантастическим, а не научным. Для Пленсы каждый человек — обитаемое пространство, а наше тело — точка отсчета, с которой мы соотносим весь окружающий мир: высоко-низко, близко-далеко. Пленса, встраивая свое тело между существующих частей света, становится соразмерным всему миру и в то же время центром нового мира.

«Континенты I, II»

© Гавриил Григоров/ТАСС

«Материя-Дух» (2005 год, бронза, капроновый шнур, сосна, искусственная шерсть)

Для Пленсы крайне важны соприкосновение с материалом и телесный опыт. У разных материалов разная фактура и температура. Они дают нам разные ощущения, которые могут полностью изменить наши представления о работе. Конечно, в музеях у нас нет возможности прикоснуться к произведениям искусства. Правда, художник сделал несколько исключений. Например, во время одного из открытий выставки к его работам смогли прикоснуться все желающие. Поначалу охранники с опаской смотрели на людей, трогающих произведения искусства прямо в залах, но потом и сами присоединились к ним. 

Полностью запрет на прикосновения к работам снимается лишь для произведений, установленных в городском пространстве. В 2000 году по заказу властей Бранденбурга Пленса создал три скульптуры, которые каждую неделю переезжали в новое место. Пленса хотел, чтобы взаимодействие зрителей и искусства оставило свои следы на произведениях. В конце путешествия скульптуры были исписаны граффити, а одна из них оказалась полностью разрушена. Уничтожение скульптуры стало для кого-то из зрителей единственно возможным способом выразить свое впечатление о ней.

«Материя-Дух»

© Гавриил Григоров/ТАСС

Почему для Пленсы столь важно прикосновение к скульптуре? По его словам, материал для него — способ выразить то, что нельзя потрогать. Телесный опыт становится частью произведения. Потому художник пришел к работе со звуком и вибрацией

Даже не прикасаясь к гонгу, мы можем представить себе его металлическое звучание и вибрацию, которая проходит через наше тело. Вибрация становится материальным и ощутимым выражением напряжения между материальным и нематериальным, идеей и материей. Это не музыка, а голос конкретного материала. По мнению Пленсы, этим голосом обладает каждый предмет, включая человеческое тело. Например, в 1988 году для выставки в Ганновере он записал звуки собственного тела — движение крови и работы внутренних органов.

tass.ru

Художник Жауме Пленса представляет свои работы в Музее современного искусства / Новости культуры / Tvkultura.ru


«Автопортрет с музыкой», «Тишина» и «Сердце деревьев». В Музее современного искусства открывается первая персональная выставка испанского художника и скульптора Жауме Пленсы. Автор привез в Москву скульптуры и инсталляции, созданные им за 30 лет


Сыграть мелодию на одном из главных своих инструментов – буквах, из которых Жауме Пленса сочиняет свои «скульптурные» тексты. Для художника слова – это не только средство коммуникации, решающая величина. Например, здесь они складываются в статьи Всеобщей декларации прав человека. Звенящие шторы из букв буквально касаются каждого…


«Как наше тело состоит из клеток, так и текст ‒ из букв. Кажется, будто одна буква ничего не значит, но в сочетании с другими, она образует слова, традиции, культуру. В этом смысле буква подобна человеку. Люди объединяются в семьи, общества – и вот это уже целая страна, мир. Это уже нечто большее, чем один человек», ‒ отметил Жауме Пленса.


Не просто сила человеческой речи ‒ условия диалога. Не зря одни его скульптуры можно изучать изнутри, с другими напрямую взаимодействовать. «Так вы не только пробуждаете произведение, но и наполняете его душой, а значит, смыслом и содержанием», ‒ говорит художник. Он просит не называть выставку ретроспективной. Это путешествие по основным авторским концепциям.


«Звук – неотъемлемая часть моего творчества. Некоторые работы его производят, в то время как голос других – это отсутствие звука. Эту инсталляцию я считаю одной из ключевых. Здесь капля воды, маленькая и легкая, рождает звук, который наполняет все пространство. Так же наши мысли, как мощная энергия, наполняют все вокруг», ‒ считает художник.


Жауме Пленса часто работает с открытым пространством: его скульптуры вписаны в городской ландшафт Чикаго, Лондона, Монреаля, Ниццы, Токио. Он играет на контрастах: говорит о хрупкости при помощи прочных конструкций из металла; о вечности ‒ при помощи света, тишины и шума. Художник ощущений, размышлений и идей. Он пояснил: «Для меня всегда важен материал, с которым я работаю. Это некая память. Я это воспринимаю как бутылку с запиской, которую закидываю в море. И я всегда очень счастлив, когда кто-нибудь ее находит, читает и пытается почувствовать».


Последняя точка в путешествии – огромный вопросительной знак. Это одновременно и позиция автора, и ключ к пониманию его творчества. По мнению Жауме Пленсы, скульптура есть лучший способ превратить любое утверждение в сомнение и задать вопрос.


Алия Шарифуллина


Новости культуры

 

tvkultura.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о